Улочки Шахунские

Шахунский «Народный фольклорно-этнографический музей» продолжает прогулку по улицам нашего города.

УЛИЦА ПЛАКСИНА.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в историю улицы нашего города, где зародился очаг культурной жизни Шахуньи.

Улица Плаксина — вторая по счету улица от железной дороги, идущая параллельно Коминтерна. Застраивалась домами для железнодорожников, и была чисто железнодорожной. В современном облике города сохранилась только западная небольшая ее часть.

Первые постройки в восточном конце улицы появились примерно в 1913-14 годах, правда никакой улицы тогда не существовало, но были построены временные бараки в определенном порядке. Это были три барака под квартиры для рабочих. В одном из них находилась столярная мастерская, недалеко в маленьком домике разместилась и вторая мастерская.

На улице Плаксина возник Продовольственный отдел, который занимался снабжением рабочих станции Шахунья продуктами. Для этого был организован агрономический огород в несколько гектаров земли с теплицами и парниками. В распоряжении Продотдела была конюшня, где имелось более 100 лошадей. На улице также были материальный склад и баня. Все эти постройки были в восточной части, примерно в районе современной школы №14 и несколько восточнее.

В 1918 году силами молодежи из шпал был построен железнодорожный клуб «Смы́чка». Находился он рядом с вокзалом, где-то в районе современного магазина DNS. Это был первый культурный очаг Шахуньи. Молодежь сюда валила валом. Ходили в кино, на концерты, на танцы. Построили также и летний дощатый клуб. Он находился на углу нынешних улиц Гагарина и Комсомольской. Клуб, как правило, был переполнен, а восторга и оваций было больше чем надо.

В западной части улицы с 1924 года действовал базар, он просуществовал до 1930 года.

Улица начала оформляться только с 1925 года, были построены жилые дома, первый из них – дом инженерно-технических работников. В 1927-28 гг. выстроили деревянное здание с каменной центральной частью фабрично-заводской школы-семилетки №28. Позже в правом ее крыле был открыт детский сад.

( фото 1)

Свое название улица получила по именованию клуба, а клуб назвали именем М.С. Плаксина. Михаил Сергеевич, уроженец Нижнего Новгорода, в 1930-е гг. работал в Москве инструктором ЦК профсоюза железнодорожного транспорта, не раз бывал в Шахунье, воодушевлял железнодорожников на трудовые подвиги и решал хозяйственные вопросы. При его ходатайстве и поддержке в 1932 году были выделены средства на строительство нового клуба в поселке, но присутствовать на его открытии в 1933 году ему так и не пришлось. Скоропостижно скончался в возрасте 29 лет.

(фото 2)

(фото 3)

Клуб железнодорожников был выстроен оригинальной формы в полном соответствии с технократической архитектурой 30-х годов. Сверху он имел вид самолета, в крыльях которого располагались спортзал и библиотека, комнаты для кружковой работы, а в «фюзеляже» — зрительный зал на 550 мест. До 1970-х годов клуб им. М.С. Плаксина был центром культурной и политической жизни Шахуньи. Здание было снесено в 1995 году.

(фото 4)

В 1950-е гг., в то время как многие улицы города стали застраиваться каменными домами, улица Плаксина практически не поменялась, твердое покрытие она имела только посередине.

Нижегородский поэт и прозаик Валерий Шамшурин в своих мемуарах под названием «Против часовой стрелки» пишет о встрече с Шахуньей того времени:

«Отца перевели на должность начальника политотдела в Шахунью. И наша семья, собрав невеликие пожитки, переехала туда. Почти вся Шахунья тогда была деревянной, где тон задавали железнодорожники и главными людьми считались паровозные машинисты. Весной и осенью, а в дожди и летом жидкая грязь заливала улицы, налипала на деревянные тротуары, заполняла дворы и ходить можно было только в кирзовых сапогах…

Поселились мы в четырехквартирном, немецкого типа, особняке на втором его этаже по улице Плаксина. Увы, от особняка уже нет и следа… Кажется мне, что жизнь в Шахунье у нас была самой спокойной и устроенной, хотя нельзя сказать, что мы жили в полном достатке.

(фото 5)

Больше всего маму обрадовал огород возле дома, и в первую же весну на новом месте она посадила и капусту, и морковь, и лук, и огурцы, и помидоры. Рука у нее была легкой – всё принялось и буйно росло. А я с новым другом Женькой Ермаковым зачастил в окрестные леса, где цвела и сшибала одуряющим ароматом черемуха. Месяц спустя мы собирали на полянах у деревеньки Январи сочную землянику, потом ходили в чащобы по чернику и малину, а позднее набивали полные корзины подосиновиками…»

По мере того, как рос город, менялась и улица. Деревянные дома и строения исчезли. Место их заняли красивые многоквартирные дома. На данный момент восточной части улицы Плаксина не существует. Оставшаяся западная часть ее Т-образной формы расположена в прямоугольнике между улицами Коминтерна и Комсомольской, Гагарина и Советской. И несмотря на то, что рядом находится автостанция и железнодорожное полотно, Плаксина довольно спокойная и тихая улочка города.

(фото 6)

(фото 7)

Статья подготовлена на основе рукописных материалов из фондов Шахунского народного фольклорно-этнографического музея, а также сборника «Как это было» Тобольцевой Л.Л. 2018 г.

 

https://ok.ru/profile/564845322225/statuses/151758928346097

https://vk.com/@-162311730-ulica

https://www.facebook.com/groups/248547703002060

Источник: https://vk.com/public145724301