УЛОЧКИ ШАХУНСКИЕ…

Начинаем серию публикаций по истории улиц нашего города. Сегодня это улица Коминтерна.

Самая старая улица Шахуньи. Ее судьба связана с железной дорогой, и была заложена еще до революции 1917 года, поэтому была чисто железнодорожная.

Появление первых рабочих поездов совпало с годами становления Советской власти в наших местах. Сюда из любопытства посмотреть на «чугунку» приезжали мужики с семьями за десятки километров. Завидев клубы дыма и услышав гудки паровоза, люди страшно пугались и с визгом бросались в стороны, а лошади опрометью неслись в поля, срывая телеги с курков… Вот так в здешний край «ворвался» технический прогресс.

До конца 1918 года здесь не было жилых помещений. И только начиная с 1919-20 годов на станцию стали прибывать специалисты-строители и подвозить стройматериалы.

Улицу начали застраивать зданиями одного типа и одинаковой архитектуры. Дома возводились в строгом порядке из дерева, но бараков никогда не было, их здесь строить запрещалось. Жилые и служебные здания располагались параллельно железной дороге своим фасадом к путям. Заботились о хорошем виде, который должен открываться с проходящих поездов.

Так как улица была самая первая, красивая, великолепно озелененная, она получила название Коммунистического Интернационала — Коминтерна. Протяженность ее два километра.

Первой застройкой можно считать контору ПЧ (служба пути), здание Школы рабочей молодежи, где первое время размещался вокзал и служба связи. От здания ШРМ до сегодняшней металл-площадки улица была не застроена, и долгое время стоял лес. Здесь находилось временное паровозное депо, мастерские склада топлива и два сейчас крайних дома к речке Черная.

Самый первый вокзал в Шахунье был построен в начале 1920 года. Чуть позднее его переоборудовали под службу «Скорой помощи».
Самый первый вокзал в Шахунье был построен в начале 1920 года. Чуть позднее его переоборудовали под службу «Скорой помощи».

В 1924 году между депо и мастерскими был построен зерновой склад. В этом здании впервые в Шахунье в 1927 году был размещен Магазин ТПО (транспортное потребительское общество). В 1929 году в этом же здании разместилась первая в Шахунье столовая, впоследствии переделанная под жилье.

В 1925 году и последующие годы застраивалась пустующая часть улицы. Первым зданием была контора депо. В этом здании с 1928 года до постройки Дома советов с восточного конца размещался Поселковый совет (председатель Коленцов И.А.). После в этом помещении была техническая библиотека, а в дальнейшем это здание передали под жилье.

Улица долгое время была односторонней. Здесь в 1926 г. началось строительство вокзала, и в 1927 году он был сдан в эксплуатацию. Впоследствии к вокзалу был пристроен ресторан, служебное помещение дежурного по станции, кассы и т.д.

Вид на старое здание вокзала и строящиеся дома, кон. 1980-х гг.
Вид на старое здание вокзала и строящиеся дома, кон. 1980-х гг.

Позднее были построены путейские мастерские, гаражи службы связи и блокировки, база ОРСа, почта, автостанция, столовая, пригородная пассажирская площадка.

Такими были дороги...
Такими были дороги…

Занимались благоустройством в основном молодые железнодорожники. Улица Коминтерна утопала в зелени и цветах. Люди разводили сады и участвовали в смотрах за образцовое содержание дворовых территорий.

Улица хорошела… Проезжую часть от вокзала до Лесхоза замостили торцом. Торцовая, правда, не так долго просуществовала, а в послевоенное время в 1950-х годах была заасфальтирована, и сейчас эта часть улицы с большим автомобильным движением.

В 1982 году был снесен дом, где последнее время размещалось ПМК. В этом доме до постройки второго здания Узловой больницы размещалась поликлиника.

В конце 1980-х улица застроилась многоэтажными каменными домами, деревянные дома в восточной части снесли.

Площадь Ленина напротив вокзала, 1980-е гг.
Площадь Ленина напротив вокзала, 1980-е гг.

Многое изменилось, и теперь мы видим улицу Коминтерна более современной, благоустроенной и с новым красивым вокзалом.

Статья подготовлена по материалам рукописи почетного железнодорожника, краеведа и старожила города Шкаликова И. В. и сборника «Как это было» Тобольцевой Л. Л. 2018 г.

Источник: https://vk.com/@-162311730-ulochki-shahunskie