Очень часто люди, не имеющие представления о музейной работе, задают мне вопрос: «А что хоть вы там делаете в этом музее? И что это за профессия такая?» Для простого обывателя работник музея – это старушка в шали и замшелом костюме, которая покрикивает на посетителей, чтобы те не трогали руками экспонаты. Совершенно далекий от реальности стереотип, который настолько прочно засел в головах многих сограждан, что поменять такую точку зрения бывает очень сложно. Да и хранителей часто представляют себе, как кладовщика с набором ключей, который просто знает, что и где в музее лежит. Хочу развеять все домыслы и стереотипы и рассказать, чем же я все-таки в музее занимаюсь.Для меня самой хранитель – это человек, который не просто следит за сохранностью музейных экспонатов, раскладывает по полочкам и «чахнет», как Кощей Бессмертный, над своими сокровищами. Можно сказать, что я сохраняю историю, память о наших предках. У каждого предмета есть своя легенда, своя история, у каждого был свой владелец. Например, возьмем резной деревянный стол из наших фондов. Для кого-то это просто стол, в лучшем случае старинный предмет, а для меня целый мир. Сохранился он со времен революции, принадлежал участнику Первой мировой войны, причем им же вручную и выполнен. И сразу же этот предмет приобретает особую значимость и особую ценность. За многие годы работы в музее (подумать только! 13 лет) я знаю практически все музейные экспонаты в лицо, могу сразу сказать, откуда пришел и кому принадлежал.
Многие скажут: «Скучно, неинтересно». И совсем не так. Для меня очень даже интересно. Работа начинается с описания предмета. Прежде, чем он станет музейным экспонатом и займет свое место в хранилище, нужно определить из какого он материала, технику изготовления и место производства, сведения об авторе. Иной раз всего с одним предметом можно просидеть весь день, пролистывая справочники и Интернет-ресурсы (это в том случае, если история его появления в семье владельца неизвестна). Затем составляешь карточку на предмет, присваиваешь номер, и он занимает свое место среди той или иной коллекции. Да, возможно, кому-то это не понравится, но я люблю изучать музейные экспонаты. Бывали случаи, когда я находила поистине уникальные предметы, порой и сам владелец вещи не знает о том, насколько она ценная.
Конечно, стать хранителем может не каждый. Нужно иметь такие качества как усидчивость, аккуратность, терпение и порядочность. Да и учиться нужно много. Я всю жизнь учусь и все равно еще многого не знаю. Очень важен обмен опытом, посещение других музеев и других организаций, имеющих к ним отношение. Благодаря «профессиональной необходимости» мне удалось посетить многие музеи, и даже побывать в их запасниках!
Последние четыре года наши сотрудники занимаются оцифровкой фондов. Все 10 музейных коллекций теперь имеют цифровое изображение, занесены в Государственный каталог Музейного фонда РФ и доступны в сети Интернет, где каждый желающий может ознакомиться с нашими фондами.
А еще фондовая работа очень увлекательная. Например, при работе с архивным материалом — рукописями, документами, фотографиями, я порой нахожу интересные сведения по истории города или района, увлекаясь которыми могу просидеть часами… Архивные материалы нашего музея были использованы для написания не только сборников и книг, но и легли в основу курсовых и дипломных работ учащихся и студентов.
Расскажу и про некоторые минусы своей профессии. В какой-то степени, она и опасна. Это пыль, грязь на экспонатах. Порой не обходится и без плесени, что может привести к разрушению предмета. А моя главная задача – сохранить экспонат в том виде, в каком он пришел в музей. В работе все это важно учитывать, и хранить в таком режиме, чтобы избежать необратимых последствий.
Очень нравится и творческая часть профессии. В маленьком музее хранитель – это еще и научный сотрудник, и куратор выставок, и экскурсовод. Причем я не просто выдаю предметы на экспозицию, но и участвую во всем процессе построения выставки, создании сопроводительного материала. Также при подборе предметов важно понимать заранее, как он будет выглядеть в витринах с точки зрения эстетики.
Мне посчастливилось стать и участником археологических раскопок, причем дважды. В 2008 году я была на раскопках Веселовского могильника в нашем районе, а в 2014 году – в Великом Новгороде. Очень рада, что выпал такой шанс попробовать себя немного в роли археолога.
Есть и мистическая составляющая в работе. Да, и такое бывает. Однажды, в те времена, когда наш музей находился на территории музыкальной школы, сторож пожаловался на то, что часто по ночам слышит шаги в районе выставочного зала музея (сами понимаете, какие могут быть посетители в ночное время). Чтобы рассеять тревогу, да и для своего спокойствия, пришлось прибегнуть к услугам священника. После освящения помещения происшествия прекратились.
В заключение скажу, что хранитель обеспечивает связь поколений, оберегая предметы, сохраняя их истории для потомков. Рассказы наших предков помогают нам понять их взгляд на многие вещи. В некоторых случаях нам стоит у них поучиться.
Я надеюсь, что ответила на этот каверзный вопрос «А чем вы в музее занимаетесь?»
Многие скажут: «Скучно, неинтересно». И совсем не так. Для меня очень даже интересно. Работа начинается с описания предмета. Прежде, чем он станет музейным экспонатом и займет свое место в хранилище, нужно определить из какого он материала, технику изготовления и место производства, сведения об авторе. Иной раз всего с одним предметом можно просидеть весь день, пролистывая справочники и Интернет-ресурсы (это в том случае, если история его появления в семье владельца неизвестна). Затем составляешь карточку на предмет, присваиваешь номер, и он занимает свое место среди той или иной коллекции. Да, возможно, кому-то это не понравится, но я люблю изучать музейные экспонаты. Бывали случаи, когда я находила поистине уникальные предметы, порой и сам владелец вещи не знает о том, насколько она ценная.
Конечно, стать хранителем может не каждый. Нужно иметь такие качества как усидчивость, аккуратность, терпение и порядочность. Да и учиться нужно много. Я всю жизнь учусь и все равно еще многого не знаю. Очень важен обмен опытом, посещение других музеев и других организаций, имеющих к ним отношение. Благодаря «профессиональной необходимости» мне удалось посетить многие музеи, и даже побывать в их запасниках!
Последние четыре года наши сотрудники занимаются оцифровкой фондов. Все 10 музейных коллекций теперь имеют цифровое изображение, занесены в Государственный каталог Музейного фонда РФ и доступны в сети Интернет, где каждый желающий может ознакомиться с нашими фондами.
А еще фондовая работа очень увлекательная. Например, при работе с архивным материалом — рукописями, документами, фотографиями, я порой нахожу интересные сведения по истории города или района, увлекаясь которыми могу просидеть часами… Архивные материалы нашего музея были использованы для написания не только сборников и книг, но и легли в основу курсовых и дипломных работ учащихся и студентов.
Расскажу и про некоторые минусы своей профессии. В какой-то степени, она и опасна. Это пыль, грязь на экспонатах. Порой не обходится и без плесени, что может привести к разрушению предмета. А моя главная задача – сохранить экспонат в том виде, в каком он пришел в музей. В работе все это важно учитывать, и хранить в таком режиме, чтобы избежать необратимых последствий.
Очень нравится и творческая часть профессии. В маленьком музее хранитель – это еще и научный сотрудник, и куратор выставок, и экскурсовод. Причем я не просто выдаю предметы на экспозицию, но и участвую во всем процессе построения выставки, создании сопроводительного материала. Также при подборе предметов важно понимать заранее, как он будет выглядеть в витринах с точки зрения эстетики.
Мне посчастливилось стать и участником археологических раскопок, причем дважды. В 2008 году я была на раскопках Веселовского могильника в нашем районе, а в 2014 году – в Великом Новгороде. Очень рада, что выпал такой шанс попробовать себя немного в роли археолога.
Есть и мистическая составляющая в работе. Да, и такое бывает. Однажды, в те времена, когда наш музей находился на территории музыкальной школы, сторож пожаловался на то, что часто по ночам слышит шаги в районе выставочного зала музея (сами понимаете, какие могут быть посетители в ночное время). Чтобы рассеять тревогу, да и для своего спокойствия, пришлось прибегнуть к услугам священника. После освящения помещения происшествия прекратились.
В заключение скажу, что хранитель обеспечивает связь поколений, оберегая предметы, сохраняя их истории для потомков. Рассказы наших предков помогают нам понять их взгляд на многие вещи. В некоторых случаях нам стоит у них поучиться.
Я надеюсь, что ответила на этот каверзный вопрос «А чем вы в музее занимаетесь?»
Автор: Татьяна Николаевна Осмирко,
главный хранитель фондов Шахунского музея
главный хранитель фондов Шахунского музея
Источник: https://vk.com/public145724301?w=wall-145724301_6444